Совет Федерации в третьем чтении одобрил законопроект, предусматривающий создание государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Новая структура займется управлением автомобильными дорогами федерального значения.
В распоряжение «Автодора» планируется передать 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км для приведения автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, в приемлемое состояние.
Согласно законопроекту, функции учредителя госкомпании будет выполнять Правительство РФ. В систему управления «Автодора» будет входить правление госкомпании и председатель правления, а также наблюдательный совет. Наблюдательный совет будет утверждаться на срок в 4 года Правительством РФ. В состав наблюдательного совета будут входить 12 членов – из них 7 по представлению Правительства, 4 по представлению Федерального собрания РФ, 1 - по представлению Счетной палаты РФ. Также будет создан научно-технический совет для осуществления ассистирующих, консультационных функций.
Финансирование госкомпании будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Также «Автодор» может формировать фонды за счет средств, получаемых в результате своей деятельности. Перечень таких фондов и порядок использования средств фондов устанавливаются наблюдательным советом. Новая госкомпания будет осуществлять полномочия заказчика при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог и полномочия концедента при передаче автодорог госкомпании в концессию. Также к функциям компании отнесено взимание с платы за пользование автодорогами – содержание данного пункта вызвало немало споров на стадии принятия законопроекта.
В окончательном варианте закона были учтены многие замечания, содержащиеся в докладе о государственных корпорациях, подготовленном комитетом по промышленной политике в конце 2007 года, а также были приняты поправки членов комитета СФ, однако они носят в основном юридико-технический характер, тогда как принципиальные замечания учтены не были.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, после чего Правительство будет должно обеспечить его реализацию в течение 180 дней.